Тверь 2010

в†’     в†’   Гастроли хора

С 17 по 19 сентября 2010 года наш хор «Вдохновение» был на гастролях в городах Твери, Старице, Осташкове и на озере Селигер

Конечно, три дня – это очень мало, но впечатлений от поездки было достаточно много.

Тверь нам запомнилась своими величественными мостами, старинными храмами, живописной природой. Первым пунктом нашего путешествия стал «музей Тверского быта». Здание, в котором располагается музей, представляет собой уникальный памятник архитектуры XVIII века. Милый и уютный музей по своим размерам небольшой, но вмещает в себя много интересных экспонатов. Мы увидели предметы, которые использовались в быту у тверских крестьян, произведения прикладного искусства, созданные городскими ремесленниками, прикоснулись к древности.

После посещения музея мы пообедали в уютном кафе и отправились в Детскую музыкальную школу №1 имени М.П. Мусоргского, где у нас был концерт. Как всегда мы услышали много теплых слов, получили подарки. И это очень приятно!

Следующим пунктом нашей экскурсии стал Успенский собор Отроча монастыря, который стоит при впадении Тверцы в Волгу. Мы спустились от собора к реке, и нам открылся великолепный вид на Свято-Екатерининскую церковь и набережную Степана Разина. Набережная Степана Разина – одно из самых приятных мест в городе. Здесь всё ещё сохранились старинные розовые и голубые двухэтажные домики. Небо во время экскурсии было такое необычное: облака то закрывали, то открывали солнце, образуя просветы, с одной стороны светило солнце, с другой – сгущались тучи… Поэтому получились очень красивые фотографии!

Затем мы отправились к обелиску Победы: огромной стеле, увенчанной факельной чашей. К стеле прикреплены медные плиты с барельефами и текстами, посвященными подвигам героев фронта и тыла. Густая зелень, голубое небо, яркое солнце, вдали виднелся храм Михаила Тверского… Мы сделали потрясающие фотографии на фоне живописных пейзажей! После все спустились к Вечному огню и почтили память погибших воинов.

Следующий пункт нашей экскурсии – памятник Афанасию Никитину, который расположен на левом берегу Волги.

Памятник представляет собой четырёхметровую бронзовую статую, установленную на овальной чугунной площадке в виде ладьи, носовая часть которой украшена головой коня.

Великий путешественник, первооткрыватель Индии, автор книги «Хождение за три моря» изображён с охранной грамотой в руке. Если спуститься по ступенькам вниз, то памятник смотрится очень необычно. Создается такое ощущение, что Афанасий Никитин плывет на ладье.

А внизу… Синяя река, утки, плавающие в ней, огромные валуны, на которых можно сфотографироваться в виде русалок. Сентябрьское солнышко так ласково и тепло светило нам! Мы наслаждались прекрасным видом на Волгу, мосты и город. На лицах всех в тот момент были улыбки! На душе тоже сразу стало теплее. И очень захотелось, чтобы этот момент продлился как можно дольше!

После захода солнца мы приехали в городской сад, который расположен в историческом центре Твери. Здесь мы полюбовались на памятник Великому князю Михаилу Ярославичу Тверскому, погибшему в 1318 году в Орде за русскую землю.

Несколько раз прошлись по мосту и тропинке желаний, надеясь, что вероятность исполнения загаданного желания от этого возрастёт…

Потом мы снова спустились к Волге, к памятнику А.С. Пушкину. В истории Твери имя великого русского поэта встречается достаточно часто. Пушкин проезжал через Тверь почти тридцать раз, из них четыре раза останавливался в городе. Тверь неоднократно упоминается в его произведениях. Скульптор изобразил поэта стоящим в свободной позе, устремившим взгляд на Волгу. И мы, ещё раз на-сладившись прекраснейшим видом, отправились в гостиницу. Очень красивый город Тверь!

Второй день наших гастролей был просто наполнен яркими позитивными эмоциями и впечатлениями! Когда вспоминаешь сентябрьскую поездку, сразу же перед глазами встает Селигер и Нило-Столобенский монастырь.

По дороге в Нилову пустынь мы проезжали город Осташков. Это очень колоритный старинный городок, впервые упомянутый аж в 1371 году. Расположен он в краю лесов и озёр, крупнейшее из которых, озеро Селигер. Осташков омывается озером с трёх сторон и называется воротами Селигера. В городе сохранились многочисленные постройки XVIII-XIX веков, величественные соборы, уникальная колокольня, царственно «взлетающая» ввысь. Попев в Вознесенском соборе Знаменского монастыря, мы отправились дальше на остров Столобный.

Озеро Селигер сразу поразило своими огромными размерами. Оно имеет ледниковое происхождение, и этим объясняется своеобразная красота его берегов и вод, а также причудливая форма. Характерная особенность озера – зеленеющие повсюду над голубой гладью большие и малые острова. Мы заслушались рассказами экскурсовода об удивительном озере и его легендах. И вдруг… Перед нами возникла сказочная картина: небольшой, почти сплошь застроенный остров будто вырос из воды, подобно острову Буяну из сказки А.С. Пушкина. Именно здесь в 1528 году выкопал себе пещеру преподобный Нил, прожив на острове Столобный 27 лет в молитве и трудах, и перед смертью завещал построить на этом месте монастырь. В 1594 году, с разрешения Патриарха Иова, была открыта монашеская обитель. Так возникла Нило-Столобенская пустынь.

Нужно отметить, что так радушно нас ещё нигде не встречали. Мы вошли в монастырь со стороны Архиерейской пристани и поднялись по лестнице к святым вратам обители, предназначенным только для особо почётных гостей. Нас покормили вкусным обедом в трапезной, которая находилась в отдельно стоящем деревянном здании. Посреди монастыря мы увидели главный собор обители – Богоявленский. Храм, занявший центральное место на острове, увенчан пятью куполами, с трёх его сторон разместились шестиколонные белокаменные портики. Выступление в этом соборе нам запомнится надолго. Перед началом концерта мы прикоснулись к святым мощам преподобного Нила Столобенского, получив его молитвенную помощь. Нашему успешному выступлению способствовала замечательная акустика храма. Во время пения мы получали удовольствие, наслаждаясь красивым звуком, уносящимся под высокие своды собора.

Очень приятно было получить подарки от монастыря: православный календарь, иконку и книгу о святых Нило-Столобенской пустыни. Удивительное, благодатное место, оставляющее в душе каждого посетителя духовный отпечаток света и доброты. Здесь нет никакой городской суеты, здесь чувствуешь необыкновенное спокойствие.

Нам удалось подняться на колокольню Богоявленского собора. Забирались мы долго, но это стоило того, чтобы восхититься необычайной красотой этих мест: великолепный вид на всё озеро, острова, лес. Под нами – золотой купол собора, весь освещённый солнцем, над нами – голубое небо! Просто завораживающее зрелище!!! Смотришь с огромной высоты вниз, затаив дыхание, наслаждаешься этим простором, и думаешь, как же чудесно, что ты здесь! Становится так радостно и светло на душе!

После экскурсии по монастырю у нас был небольшой пикник на берегу Селигера, который тоже не может не запомниться. Прозрачная зеркальная гладь озера, таинственный лес и сосны-великаны, сладкий, напоённый ароматом трав воздух, чарующая красота русской природы – всё это Селигер! Одно из красивейших мест России! День, проведённый на Селигере, останется в нашей памяти надолго!

Ну, а на третий день гастролей мы отправились в Старицу – один из самых древних городов, в которых побывал наш хор. Первое упоминание о Старице относится к 1297 году. Этот маленький городок на Волге был свидетелем больших событий в истории русского государства. Старица – родина первого Патриарха Руси святителя Иова. В XVI веке город был любимой резиденцией Ивана Грозного. Здесь звучала Пушкинская лира. Здесь писал свои картины Исаак Левитан. Город интересен ещё и тем, что пережив века, он не утратил при этом своего первоначального облика.

Главной святыней Старицы является Успенский монастырь на берегу Волги. Монастырь поразил своим величием, гармонией и совершенством. Когда мы увидели его с противоположного берега, нас восхитило то мужественное искусство, которым владели наши предки. Недаром архитектуру называют застывшей музыкой. Смотришь на эту красоту, и получаешь эстетическое наслаждение от творения народных мастеров. Центральное место в архитектурном ансамбле монастыря занимает Успенский белокаменный собор, построенный в 1530 году. Собор очень светлый и просторный, и мы были рады в нём попеть.

Одной из достопримечательностей Старицы является дом купца Филиппова. Сейчас в этом доме Центр Русской культуры. Сотрудники Центра встретили нас в костюмах XIX века, под музыку, которая когда-то звучала на балах.

В 1829 году в доме, снятом Прасковьей Александровной Вульф у местного богача, купца Филиппова, в честь крещенских праздников был дан бал. На этом балу, в том самом зале, где мы находились, танцевал сам А.С. Пушкин. Здесь можно в прямом смысле прикоснуться к истории, если обратить внимание на паркет. Ему 200 лет и он прекрасно сохранился. Этот паркет не меняли ни разу, и, возможно, именно по нему ходил А.С. Пушкин. «Во дни веселий и желаний я был от балов без ума», – вспоминал поэт.

В доме купца Филиппова нас ожидала интерактивная программа «Традиции проведения провинциальных балов». Первые балы появились при Петре I. Бал имел свои правила, свою последовательность танцев и свой этикет. Обязательной принадлежностью бала был оркестр или ансамбль музыкантов. Открывался бал полонезом. Сотрудники Центра помогли нам освоить технику этого танца. В полонезе обычно принимали участие все приглашенные на бал гости, независимо от возраста, а в первой паре танцевал хозяин с наиболее знатной и уважаемой дамой. Торжественная процессия проходила по всем парадным комнатам и возвращалась в бальный зал. Далее чередовались вальсы, польки, кадрили, мазурки.

Стоит отметить, что бал очень часто включал дополнительные, кроме танцев, развлечения. Например, играли в «буриме», то есть подбирали рифмы к словам. Сотрудники музея показали нам эту игру, которую, кстати, очень любил А.С. Пушкин. У нас, к сожалению, было много проигравших, и потом разыгрывались фанты.

Традиции проведения балов включали в себя свод различных правил. Молодые девушки, например, надевали платья нежных цветов, потому как, яркое платье считалось вульгарным. На бал дама брала с собой небольшую книжечку, которая помогала запомнить очередность кавалеров, приглашающих её на танцы. Выражение лица на балу должно быть весёлым и любезным.

Девушка не могла заговорить с кавалером напрямую. На балах существовал язык цветов и вееров. Молодые люди приносили с собой определённый цветок, чтобы выразить свои чувства втайне от других. Например, василёк обозначал верность, белая гвоздика – целомудрие, а розовая – брак. Существовали открытки с изображениями цветов. На таких открытках достаточно просто поставить инициалы, цветок сам был текстом: мак – сохраним нашу тайну, лист клевера – жду ответа.

Веер — непременный спутник каждой дамы на балу, который не просто служил модным и красивым аксессуаром, но и охлаждал тело в душной атмосфере танцевального зала. Широко использовался на балах язык веера: цвет и положение веера могли о многом рассказать окружающим. Например, жёлтый цвет веера – отказ, зелёный – надежда, красный – счастье. Если веер закрывался, это обозначало «вы мне безразличны», открывался один лепесток – «будьте довольны моей дружбой».
Эта программа наверняка запомнилась всем девушкам нашего хора.

Ну, и после обеда мы отправились в последний пункт назначения – село Чукавино. Когда мы вышли из автобуса, нас встретил заливистый весёлый собачий лай вдалеке. Здесь нас ждала увлекательная экскурсия по территории питомника, где содержатся собаки, олени и лошади. Очень приветливый экскурсовод рассказал о повадках и образе жизни этих животных. Но самое замечательное, что с животными можно было общаться: гладить, фотографироваться с ними. Все были в восторге!

У сибирских оленей рога с шерсткой – они линяли. Эти очень дружелюбные животные, милые и спокойные, ели хлеб с руки, щекотно прикасаясь к ладони своими мягкими губами. На конюшне мы любовались ухоженными лошадками. Каждая лошадь по-своему хороша. Нам запомнился их умный взгляд, мягкая бархатистая шерсть и теплое дыхание. У них красивые имена: Айва, Галактика, Джамал. Позабавил нас пони Фунтик.

Собаки так, вообще, очаровашки! Они прыгали на руки, облизывали нас! Мы познакомились с различными породами: сибирские хаски, аляскинский маламут. Хаски – голубоглазые, шустрые и игривые. Были породы с разноцветными глазами. В отдельных вольерах живут белоснежные пушистые шарики – самоедские лайки. Они сильные и умные. Всех собак можно было обнимать, ласкать и тискать! Они крайне дружелюбны и очень фотогеничны!!! Было жаль расставаться с ними! Я думаю, мы обязательно вернёмся в село Чукавино ради этих замечательных животных!

Поездка пролетела незаметно, и время пришло уезжать. Но эти три дня запомнятся нам надолго! Сколько ярких впечатлений и эмоций! Погода была отличной и солнечной, а экскурсии – интересными и увлекательными. Но, самое главное, с таким большим и весёлым коллективом радостно и легко, и не страшны никакие испытания! С нашим хором – хоть на северный полюс!

Степкина Алина, Туренкова Мария,
Яковлева Ольга, Кашелкина Екатерина,
Пашаева Линда, Клишо Варвара,
Осиповна Юлия, Иван Камышников,
Голубятникова Алла

Нило-Столобенская пустынь. Воспоминания

Этим вечером здесь было невероятно спокойно. Редко кто проходил сквозь внутренний двор, озеро было тихим, в нём отражались нежно-розовые облака и пожелтевшая листва деревьев. Рыбаки потихоньку переплывали от острова к острову, забрасывая свои сети. А по берегу, усыпанному галькой не спеша, неторопливо, но большими шагами шёл монах Иоанн. Черная мантия развивалась на ветру, казалось, что он летит или плывёт... Когда монах остановился, повествуя нам о монастыре, я обратила внимание на его взгляд. Ведь порой один только взгляд может рассказать о человеке больше многих слов. Удивительное спокойствие, гармония и внутренняя радость – вот что отражали эти глаза! К этому монаху хотелось подойти и поговорить, неважно о чём.

Наверное, никогда так тепло, с такой заботой и любовью нас не встречали. В то же время на хор легла огромная ответственность – петь произведения самому композитору.

Ведь на концерте присутствовал Сергей Владимирович Строкин – профессор, преподаватель Атлас Е.В. (руководителя нашего хора), автор песнопения «Христос воскресе», которое мы собирались исполнить.

Конечно, мы переживали, волновались, но Сергей Владимирович, который отнёсся к нам как к родным, сумел передать состояние своего духа и нам. Он вёл себя так просто, что трудно было понять, с кем ты общаешься. Он шутил, рассказывал различные истории из жизни, заботился, чтобы мы были сыты... А перед выступлением сказал знаменитую фразу Жанны Д'Арк: «Кто любит меня – за мной». В пении многое зависит от настроя и, конечно, после такой фразы хотелось исполнить произведения идеально.

Когда хор уезжал, монах Иоанн и Сергей Строкин провожали нас, стоя на берегу. Мы махали руками, а они кутались от ветра и смотрели нам вслед. Позади оставался монастырь... Почему-то вспомнилась картина Левитана «Над вечным покоем»...